Век просвещения

БиблиотекаК столетию Центральной городской библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина «Евпаторийская здравница» начинает серию публикаций, посвященных истории этого замечательного учреждения.

«…Я предлагаю выстроить и оборудовать здание библиотеки всецело за свой личный счет без какого бы то ни было единовременного участия города в затратах на его постройку…»

С. Э. Дуван

Предметом гордости евпаторийцев всегда была библиотека имени Пушкина. Сто лет на радость горожанам сеет она разумное, доброе, вечное. Сменилось не одно поколение сотрудников, а число тех, кого принимала в своих стенах библиотека, вероятно, астрономическое.

Идея строительства публичной, то есть бесплатной и общедоступной, библиотеки впервые возникла в 1911 году: гласный городской Думы Семен Эзрович Дуван (видный караим, коммерсант, благотворитель, общественный деятель, занимавший в 1906–1910 годах пост городского головы Евпатории) предложил таким образом увековечить память об исторической дате 19 февраля 1861 года – ​дне отмены крепостного права в Российской империи Александром II. Библиотека должна была напоминать горожанам о великом деянии императора.

Конкретизируя свое предложение, Дуван сообщил, что готов «выстроить и оборудовать здание библиотеки всецело за свой личный счет без какого бы то ни было участия города в затратах на постройку его…» Городская Дума удовлетворила его просьбу. Инициативу Дувана поддержали другие гласные и горожане (в том числе Б.И. Казас, И.Б. Шишман, М.И. Шарогородский, Л.Я. Сеферов, Д.И. Васильев, С.Ф. Федорович), выделившие собственные денежные средства на оборудование библиотеки и приобретение книг. Весь труд по проектированию и наблюдению за сооружением здания взял на себя совершенно безвозмездно архитектор Павел Яковлевич Сеферов, который помимо взноса в тысячу рублей принес в дар библиотеке около сотни томов классической литературы.

Поскольку горожане, внесшие вклад в создание библиотеки, относились к разным национальностям – ​это были и караимы, и армяне, и русские, – ​можно сказать, что главный евпаторийский «храм книги» рожден любовью всей многонациональной и многоконфессиональной Евпатории.

Строительство библиотеки началось в июле 1911 года и в целом было завершено к 1913-му. Вместе с оборудованием оно обошлось Семену Дувану в 25 тысяч рублей.

Шестого сентября 1913 года был утвержден список книг, необходимых для фонда библиотеки, – ​всего около полутора тысяч наименований. Дуван лично закупил их и отдал в переплет в Киеве, о чем телеграфировал евпаторийскому городскому голове М.М. Ефету.

Двадцать девятого октября 1913 года местное самоуправление приняло библиотеку в свое ведение. Решено было присвоить ей имя императора Александра II и поместить на фасаде надпись: «Сооружено на средства С.Э. Дувана». Предполагалось ежегодно выделять на развитие библиотеки по 2,2 тысячи рублей. Однако библиотека начала свою работу только три года спустя, что было связано с отсутствием финансирования в 1914–1915 годах. Тем не менее, вновь заступивший на должность городского головы Дуван изыскал возможность ежегодно выделять библиотеке 3 тысячи рублей, несмотря на сокращение сметы расходов на местные нужды из-за продолжавшейся мировой войны.

Интересно, что одно из приоритетных направлений работы библиотеки было определено как «караимика» – ​популяризация истории и культуры караимского народа. Кроме того, поскольку в Евпатории в тот момент не было своего музея старины, планировалось, что все имеющиеся археологические находки и древности будут храниться в одном из библиотечных помещений – ​до той поры, пока в городе не появится более подходящее для них место.

Вместе с театром и близлежащими зданиями библиотека составила изящный архитектурный ансамбль. Она построена в духе русского неоклассицизма, стилистически это один из вариантов парковой архитектуры. Издалека виден высокий купол с полукруглыми окнами над величественной колоннадой. По обе стороны дорожки, ведущей к парадному входу, были установлены два мраморных льва. С восточной стороны к ротонде примыкает прямоугольное помещение для хранения книг. Во внутреннем убранстве также выдержан классический стиль. Круглый читальный зал, оборудованный прекрасной мебелью, отделен от книгохранилища двумя массивными колоннами. Полукруглые окна в верхней купольной части и прямоугольные в нижней наполняют зал ровным рассеянным светом, дополнительное освещение дает большая люстра. В первые годы существования библиотеки ее интерьер украшали парадные портреты императоров Александра II и Николая II в роскошных рамах.

Торжественное открытие и освящение публичной библиотеки состоялось 14 июля 1916 года, вскоре после посещения Евпатории императором Николаем II. На открытие прибыл Таврический губернатор Николай Антонинович Княжевич, генерал-майор Свиты Его Величества, вместе с братом Владимиром Княжевичем, феодосийским уездным предводителем дворянства. Губернатора сопровождал старший чиновник особых поручений Н.Н. Щербинский. Николай Княжевич поздравил горожан с учреждением нового культурного и просветительского центра. Сегодня мы можем судить о том, сколь значительным и экстраординарным событием для крымчан стали создание и официальный «запуск» нового «храма книги», если даже губернатор счел своим долгом посетить Евпаторию в этот день.

Действительно, открытие библиотеки само по себе явилось событием чрезвычайной важности и служило ярким показателем дальнейшего культурного развития города, так как в 27-тысячной Евпатории насчитывалось 32 учебных заведения, в том числе полная мужская и женская гимназии с общим числом учащихся полторы тысячи человек, частная школа А.М. Рущинской и А.А. Миронович, единственное в России караимское училище, татарское медресе. С созданием городской публичной библиотеки книги, свежие газеты, иллюстрированные журналы перестали быть в городе только достоянием аристократии, появился массовый читатель.

Официальный отчет об открытии библиотеки был опубликован в газете «Евпаторийские новости» за 17 июля. В этом же номере был напечатан и бесхитростный фельетон, подписанный псевдонимом «Случайный»: автор призывал евпаторийцев гордиться новым очагом культуры – ​«умственной аптекой», вовремя возвращать книги, взятые для чтения на дом, и по возможности жертвовать на развитие библиотеки хотя бы по одной книге, по одному грошу в год, ведь «из этих грошей вырастают золотые горы книжного богатства, умных радостей, излечения от тоски».

Через три месяца после открытия библиотека насчитывала 1,1 тысячи читателей. Фонд ее составлял три тысячи томов. Первой заведующей публичной библиотекой была назначена Н.Н. Ромодина, а ее помощницей – Б.А. Шамаш. В 1917–1918 годах новой заведующей стала Екатерина Юрьевна Сотиро (Сотири), ее помощницами – ​А. Бертгольдт (позже ее сменила Василиса Георгиевна Триполитова) и Ксения Петрак. Был сформирован и библиотечный совет из семи человек, проводивший при участии Семена Дувана регулярные заседания. Город заботился о профессиональном росте библиотекарей. Один из документов, датированный 30 января 1917 года, удостоверяет, что Н.Н. Ромодина «командируется в гор. Москву для ознакомления с культурно-просветительной деятельностью Московского Земства».

Как видно из сохранившихся библиотечных отчетов за 1917 год, ежедневно читальню посещали в среднем от 120 до 270 человек, а в летние месяцы библиотека принимала и более 300 посетителей. В курортный сезон количество выданных за один день книг достигало почти 400 экземпляров!

(Продолжение следует)

Светлана АРИХИНА, директор МБУК «Евпаторийская ЦБС».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №31(19154) от 29.04.2016 г.