Наталья ЧЕРЕПАНОВА: «Правильная речь – часто очень сложная и трудоемкая для ребенка работа»

Ваш малыш скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? В частности, достаточно ли развита речь завтрашнего первоклассника? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы. О том, как правильно организовать речевую подготовку дошкольника, «ЕЗ» рассказала логопед государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым «Евпаторийский психоневрологический диспансер» Наталья Черепанова.

– Наталья Николаевна, мы с вами говорим о дошкольной речевой подготовке. А какой должна быть речь ребенка в этом возрасте?

– К пяти годам речь ребенка уже в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

– Но не все дошкольники могут самостоятельно освоить правильное произношение звуков.

– Совершенно верно. А взрослые, в свою очередь, не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исчезнут сами собой.

– Какие звуки вызывают у детей наибольшие затруднения?

– Это шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), свистящие («с», «з», «ц») и сонорные («р», «л») звуки. Неправильное произношение доставляет ребенку неприятности в детском саду и в школе. Сверстники замечают дефекты речи и посмеиваются, взрослые часто делают замечания, а в школьных тетрадях могут появиться необычные ошибки. Школьник начинает стесняться общаться с детьми и взрослыми, становится менее активным, получает неудовлетворительные оценки по русскому языку. В такой ситуации родителям не следует критиковать несовершенную речь. Нужно умело и вовремя помочь ребенку, постараться исправить дефекты речи до наступления школьного возраста.

– Всегда ли подобные проблемы свидетельствуют о каком-либо нарушении в развитии речи?

– Не всегда, хотя дефекты звукопроизношения могут быть выражены в разной степени. Есть ведь «возрастное» косноязычие, когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще недостаточно развиты. Чем раньше вы начнете их тренировать, тем меньше проблем в речевом развитии будет у него в дальнейшем.

– Что нужно делать для этого?

– Самые простые упражнения, которые можно показать даже годовалому крохе. Поверьте, он с удовольствием будет вам подражать. Например, широко открыть, а потом закрыть рот; показать большой, распластанный язык – ​спрятать его в рот; дотронуться кончиком языка до уголков губ («тик-так» – ​часики); поднять кончик языка на верхнюю губу, облизать ее; научить сдувать с ладошки перышко, бумажные снежинки.

С детьми постарше – трех-четырех лет разыграйте занимательную «Сказку о Веселом язычке» (см. подверстку. – ​Ред.). Вы рассказываете, а малыш повторяет все движения.

– Но иной раз и возраст у ребенка такой, что через год-полтора в школу идти, и родители регулярно с ним занимаются, а говорит он, словно каши в рот набрал. Как быть в подобной ситуации?

– Если вы заметили, что даже после тренировок язык остается малоподвижным, не поднимается вверх, упражнения ребенок выполняет с трудом, а речь у него по-прежнему нечеткая, смазанная, – ​малышу непременно нужна консультация специалиста.

Логопед объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, чтобы научиться правильно произносить неподдающиеся звуки. Помните: часто это очень сложная и трудоемкая для ребенка работа. Не требуйте, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребенок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять его отдельно, затем – в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.

Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна. Будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы к неудачам.

Интервью подготовил Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото с сайта advance-center.by

Сказка о Веселом язычке

 

Жил да был в своем домике Веселый язычок. А домик у него очень интересный. Что это за домик? Это ротик. Двери в домике то открываются, то закрываются (ребенок открывает, закрывает рот). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика погулять, погреться на солнышке (высунуть язык и положить на нижнюю губу «лопаткой»). Вдруг пропало солнышко, подул прохладный ветерок. Поежился Язычок (вытянуть язык «иголочкой»), спрятался в домик, закрыл дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце скрылось за тучи, и забарабанил по крыше дождь (языком стучать в зубы, произносить «д-д-д»). Язычок дома не скучал, напоил котенка молоком, вот так (водить языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт). Котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево).

 

Наш Язычок очень шустрый, он любит веселиться, прыгать, скакать как лошадка (цокать языком). Чья лошадка лучше (поцокать вместе с ребенком)?

 

Наступила ночь, и Язычок ушел спать в свой домик.

 

Сюжет сказки вы можете видоизменять, насколько хватит фантазии, а упражнения подберет логопед.