Пять дней в чистилище

Перед тем как канализационная вода попадет в море, она должна пройти пятидневную обработку на комплексе очистных сооружений – отстой, фильтрацию и живой ил

В предновогодние дни юнкоры получили замечательный подарок. С помощью председателя Евпаторийского городского совета Олеси Харитоненко удалось организовать экскурсию-интервью на комплекс очистных сооружений (КОС), расположенный на двадцати гектарах к западу от Евпатории.

Инженер-технолог Владимир Шейко рассказал школьникам-репортерам о работе комплекса. Это самое важное для экологии нашей части Крыма предприятие, поэтому так хотели увидеть все своими глазами журналисты Эколого-биологического центра Евпатории. Примерно за пять дней все объемы водоотведения города и некоторых других населенных пунктов, поступающие на территорию КОС, в результате двухступенчатой очистки буквально возвращаются к первозданной чистоте. Очищенная вода соответствует всем европейским (выделено автором. – Ред.) стандартам. Она по особой трубе проходит полтора километра к береговой линии, а потом еще на 900 метров уходит в морскую пучину и только там возвращается в круговорот воды в природе…

Зимой в день комплекс перерабатывает 25 тысяч кубометров водных масс, а летом, из-за притока туристов, – в два раза большие объемы. Работают здесь сорок человек (в советское время было семьдесят пять). Работа вредная. Сотрудникам КОС каждый день выдают молоко. Продолжительность отпуска – 35 дней. Наш гид по сооружениям Владимир Евгеньевич трудится здесь более пятнадцати лет. Рабочие и лаборанты стараются не увольняться – коллектив стабильный. Все понимают, что выполняют очень важную работу. Не случайно в период ЧС на очистных сооружениях никогда не бывает перебоев с электроснабжением, а воду здесь получают и из собственной скважины.

Комплекс очищает воду от нечистот примерно за четыре часа. Сначала вода поступает в «крупную очистку». Решетки с размером ячейки сначала в 20 миллиметров, а потом – в пять фильтруют все стоки. Вода по каналам проходит через мелкие решетки, на которых собирается крупный мусор. Он по конвейеру поступает в пресс. Прессованный мусор вывозится собственным транспортом на отдельный полигон комплекса.

Затем вода очищается от песка. Огромные отстойники по пять метров глубиной заполняют водой и ждут. Затем стоки проходят круглые бассейны… Только на этой огромной территории, где официально запрещено использовать в хозяйстве воду и землю, начинаешь понимать, сколько воды портит человек в отдельном городе всего за час. Вода все течет, течет, течет – и страшно представить, что может случиться, если все химические вещества, микробы и мельчайший мусор не останутся в отстойниках, а выльются вместе с необработанной водой в экосистему!

На этих участках степи, покрытых бассейнами отстойников и «иловыми полями», где два года сохнет отработанный ил, чтобы затем быть навсегда захороненным в котловане (почти как ядохимикаты), где в воде, насыщенной воздушной смесью, даже деревяшки тонут, словно чугунные чушки, каждый человек становится «зеленым», защитником природы.

После очистки от механического мусора вода попадает в аэротанки. Нам показали всю последовательность процесса поддержания илового биогеоценоза с бактериями нескольких видов и другими мелкими живыми организмами. Невозможно представить, но за четыре десятилетия в Евпатории создан свой микромир, приспособленный к очистке именно наших стоков. Этот мир берегут и лелеют. Внутри него ил с живыми бактериями и мелкими организмами. Специальные компрессорные станции подают в ил воздух, иначе через четыре часа уникальный микромир погибнет. В Симферополе, Ялте или любом другом городе экосистема в илах очистных сооружений будет иной.

Здесь вода очищается от химического и биологического мусора. Сначала мусор поедают одни микроорганизмы, тех – бактерии, затем их поедают бактерии большего размера, а их в свою очередь – коловратки, пока последние не погибнут и в виде детрита не запустят повторно круговорот пищевой цепочки этой странной вселенной. Эта система может съесть все, что угодно, даже металл в виде гидроокиси… Из-за насыщенности воздухом плотность воды в танках с илом составляет всего 0,6–0,7 грамма на сантиметр, в ней даже доски тонут. Весь грязный ил сбрасывается в иловые поля. Их восемь, снизу они защищены глиняным экраном, который не дает илу просочиться в чистую землю.

После экскурсии по комплексу мы побывали в лаборатории: интересно было взглянуть, как контролируется очистка воды. В четырех пунктах отбора проб забирают образцы для анализа и показывается среднесуточная картина. Степень очистки – в районе девяноста пяти процентов. Это – очень хороший результат не только для Крыма!

Пресную воду нужно беречь, ведь невероятно много сил и средств тратится на ее очистку после использования человеком. И еще – даже несмотря на все старания живого ила пять процентов загрязнения остаются!

Александр ШМАТОК, «Школа юнкоров» Эколого-биологического центра, УВК «Интеграл»

Фото Андрея Бондаря