Ревизор бюджета

Наталья Кудеревко: «Контрольно-счетная палата – независимый орган»

В интервью «ЕЗ» председатель Контрольно-счетной палаты городского округа Евпатория Наталья Кудеревко рассказала, почему контрольно-счетные органы не должны заниматься исключительно поисками уже совершенных правонарушений в сфере финансов.

 

Наталья КудеревкоЭкономность и эффективность

– Наталья Стефановна, несмотря на то, что Крым уже второй год находится в составе Российской Федерации, до сих пор далеко не каждый знает, что такое контрольно-счетная палата и чем она занимается.

– Контрольно-счетные органы давно действуют на территории Российской Федерации. Сегодня все они так и называются: контрольно-счетные палаты. А раньше назывались по-разному: в некоторых городских округах и муниципальных районах – контрольно-счетные комиссии, у кого-то – ревизионная комиссия, ревизионное управление, палата и т.д. В феврале 2011 года в России был принят Федеральный закон №6 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В этом законе установлено, что контрольно-счетные органы – это органы внешнего финансового контроля. Этот же закон определил структуру, требования к кандидатурам, круг основных полномочий и другие вопросы. Круг наших полномочий кроме того определен Бюджетным кодексом РФ, Уставом муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым и Положением, которое утверждено Евпаторийским городским советом. Отмечу только некоторые из них – это контроль за результативностью (экономностью и эффективностью) использования средств местного бюджета, соблюдением установленного порядка использования муниципального имущества, проверка отчета об исполнении бюджета и др. Также мы проводим финансово-экономические экспертизы проектов решений городского совета в части расходных обязательств городского округа Евпатория. Считаю, что наша работа очень важна для городского округа, так как только на стадии проектов многих решений нам удается выявить и предупредить нарушения, что помогает экономить бюджет. Несмотря на наш небольшой штат, мы уже помогли вернуть в бюджет немалую сумму денежных средств, и, я уверена, в дальнейшем наша работа принесет еще больше пользы городскому округу. Сегодня в штате палаты всего семь человек, к завершению этого года удалось сформировать коллектив специалистов – аудиторов и инспекторов, которые знают свою работу, увлечены ею и хотят совершенствовать свои знания, что очень ценно.

Кудеревко_замена

– То есть муниципальные контрольно-счетные органы некорректно считать аналогом существовавшего на Украине Контрольно-ревизионного управления, позже преобразованного в Государственную финансовую инспекцию?

– На Украине аналогичного органа на муниципальном уровне не было и нет. Функции именно финансового контроля на территории всей Украины относились к Контрольно-ревизионному управлению (позже – Госфининспекции), которое охватывало и государственные средства, и бюджетные средства органов местного самоуправления. Если был какой-то контроль, то не чаще, чем один раз в два года. Мы знаем, что приезжало КРУ и проверяло те или иные сферы финансовой деятельности городского или поселкового совета, коммунальных предприятий. Ущербность этого контроля заключалась в том, что он был периодический. За два года можно было допустить масс у ошибок. Потом через два года приезжает КРУ, массово выявляет (или не выявляет) эти ошибки, применяет какие-то санкции к нарушителям, а потом уезжает снова на два года, и все, в большинстве случаев, остается по-прежнему. В Российской Федерации существует практика создания муниципальных финансовых контрольных органов, которые постоянно осуществляют оперативный (текущий) и последующий контроль, проводят не только контрольные, но и экспертно-аналитические мероприятия, в чем, собственно, и заключается основной вид нашей деятельности. Отмечу, председатель Счетной палаты Республики Крым Анатолий Заиченко говорит, что контрольно-счетные органы не должны заниматься исключительно поисками уже совершенных правонарушений в сфере финансов, а больше внимания уделять именно экспертно-аналитическим мероприятиям, то есть анализировать, проводить мониторинг, изыскивать возможности усовершенствовать процессы, затрагивающие финансы, предупреждать эти нарушения и помогать найти законное и экономное решение местных проблем. Мы хотели бы больше проводить экспертно-аналитических мероприятий: это полезно для муниципального образования, но пока еще трудно осуществлять их в полном объеме, потому что этот год – год становления всех органов и структур власти. Достаточно поручений и предложений о проведении контрольных мероприятий мы получаем от главы городского округа и от Евпаторийского городского совета. Поэтому пока больше времени тратим на контрольные мероприятия.

– Коль уж вы произнесли слово «поручение», нетрудно предположить, что вы находитесь в каком-то подчинении.

– Нет, мы не находимся в подчинении и являемся независимым органом местного самоуправления наряду с городским советом и администрацией города. Но в упомянутом ранее Федеральном законе №6-ФЗ и в соответствующем решении сессии городского совета отмечается, что если к нам поступают поручения горсовета, мы обязаны их включить в свой план работы, то есть внести в этот план необходимые изменения. Разумеется, корректировка плана происходит после соответствующего анализа этих поручений. То же самое происходит, если поступает предложение от главы города Олеси Харитоненко: мы должны рассмотреть его в десятидневный срок и либо включить его в план, либо мотивированно отказать. Мы действуем открыто и гласно, поэтому наш годовой план работы на текущий год обнародуется на информационном портале правительства Республики Крым rk.gov.ru на нашей страничке.

– Если говорить о гласности, то каким образом ваш орган отчитывается перед гражданами о проделанной работе?

– Мы подотчетны Евпаторийскому городскому совету, для этого раз в год, в марте, отчитываемся на сессии городского совета о проделанной за год работе. Кроме того, после каждого проведенного контрольного мероприятия я докладываю о его результатах на профильных комитетах и заседании городского совета. Также мы размещаем информацию о проведенных мероприятиях, наши новости, правовые акты, планы работ на нашей странице на портале крымского правительства. Там же опубликованы наши заключения по проектам муниципальных программ. В регламенте контрольно-счетного органа предусмотрено, что мы должны освещать свою деятельность, поэтому соответствующие материалы и содержатся в разделе «Деятельность». Наша страница расположена в разделе «Муниципальные образования» – «Евпатория» – «Контрольно-счетная палата».

Панацея от популизма

– Вы стали первым из крымских контрольно-счетных органов членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО), получив свидетельство под номером 460. Сказывается ли это членство на эффективности работы контрольно-счетной палаты?

– Без всякого сомнения, это участие очень полезно для любой контрольно-счетной палаты. Впервые я побывала на конференции Союза МКСО в июне этого года, она проходила в Магнитогорске, хочу сказать, что размах этого мероприятия поражает: там присутствовали представители муниципальных контрольно-счетных органов со всей России. Я познакомилась со многими председателями таких же муниципальных палат, и сегодня общаюсь с ними, получаю ценную информацию. Председателем Союза МКСО является аудитор Счетной палаты Российской Федерации Владимир Семенович Катренко. Всем известно, насколько эффективна и важна для государства работа Счетной палаты РФ, объемы выявленных ею нарушений и возвращенных в госбюджет средств впечатляют. Для нас это участие особенно полезно, поскольку крымчане раньше не сталкивались с такой деятельностью, пришлось изучать нормативно-правовую базу и осваивать методы работы. Этот очень большой объем информации, который наши коллеги прошли не за один год, нам пришлось его освоить экспресс-курсом. В январе – марте было трудно, очень не хватало информации. Конечно, общались с председателями палат в соседних крымских районах и округах, но это была очень приблизительная информация, опираться на нее сложно, все это понимали. Как и в любой другой сфере деятельности, есть много спорных, неоднозначных моментов, которые можно истолковать по-своему, а потом узнать, что все иначе, от ошибок никто не застрахован. Союз муниципальных контрольно-счетных органов предоставляет нам очень большую базу, дает возможность изучать куда более богатый опыт коллег с материка, разъяснения, обобщения, поддержку – все, что так необходимо нам, крымчанам. Члены Союза МКСО присылают много аналитических материалов. Я знаю, что могу позвонить любому члену Союза МКСО с вопросом, и мне никто не откажет: всегда проконсультируют, подскажут. После нашего вступления в Союз МКСО председатель Контрольно-счетной палаты Волгограда Владимир Гордин взял нас под свою опеку. А эта палата функционирует уже пятнадцать лет, опыт руководителя этого контрольно-счетного органа переоценить трудно. К примеру, относительно недавно наши волгоградские коллеги прислали нам образец кропотливой работы, где на 200-х страницах подробнейшим образом рассказывается, как муниципальному образованию сократить расходы. Мы сейчас занимаемся преимущественно финансово-экономическими экспертизами проектов муниципальных программ, проектов решений (которых очень много), так как скоро будут принимать бюджет на 2016 год, это на первом плане. Из-за большого объема работы не хватает времени тщательно изучить некоторые теоретические вопросы, воплотить их. А нам дают уже готовые руководства к действию, которые остается применить на практике, выйдя на решение, полезное для всего городского округа. Это очень помогает. Конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов проводятся пару раз в год, и в таких мероприятиях нужно участвовать, что мы и делаем и всем коллегам советуем.

– В октябре Контрольно-счетная палата городского округа Евпатория заключила со Следственным комитетом по Евпатории Главного следственного управления Следственного комитета по Республике Крым соглашение о сотрудничестве. На что оно нацелено?

– Наш профильный Федеральный закон №6ФЗ наделяет контрольно-счетные органы правом заключать соглашения о взаимодействии с правоохранительными, финансовыми органами, с органами прокуратуры, казначейства, налоговой и так далее. Мы заключили ряд таких соглашений, первое – с казначейством, потом – в мае этого года – с прокуратурой, затем – с администрацией города и вот последнее – со Следственным комитетом, у которого может быть информация, полезная нам при формировании нашего годового плана работы (на что обратить большее внимание). Как известно, любое должностное лицо при получении информации о каких-либо совершенных, готовящихся, совершающихся преступлениях, каких-то действиях, которые, по мнению должностного лица, могут содержать в себе признаки состава преступления или коррупционного правонарушения, обязано сообщить эту информацию в правоохранительные органы. Поскольку мы все-таки связаны с контрольной деятельностью, нам, бывает, попадают материалы, в которых могу т, на наш взгляд, усматриваться признаки преступления или коррупционного правонарушения. Поскольку палата не может решать, так ли это на самом деле, мы направляем эти материалы в органы прокуратуры, полиции или в Следственный комитет. В каком порядке будет направлена информация, оговаривается в соглашении о взаимодействии. Кроме того, правоохранительные органы, в том числе Следственный комитет, вправе привлекать специалистов любых организаций к участию в проведении проверок по сообщениям о преступлениях, а также мы можем проводить совместные проверки. У нас есть в штате специалисты в области экономики, бухгалтерии, юриспруденции. Правда, пока никто из правоохранительных органов за такой помощью не обращался, но я думаю, это вопрос времени и это также связано с первым годом нашей работы. В следующем году мы будем эти соглашения реализовывать в полную силу, как это принято в муниципальных образованиях других субъектов РФ.

– Аналогичное соглашение вы подписали и с Общественной палатой Евпатории. Ее руководитель Руслан Павловский заметил, что это соглашение «поможет учитывать общественное мнение, привлекать членов-экспертов Общественной палаты к проведению проверок» и тем самым позволит Контрольно-счетной палате «более оперативно откликаться на проблемы, возникающие в общественной среде и формирующие общественное мнение».

– Возможно. Мы свои планы формируем и с учетом мнения населения, которое выражается в жалобах, СМИ и в публикациях в социальных сетях, где, кстати, у нас есть своя страница «КСП ГО Евпатория РК». Взаимодействие с Общественной палатой очень полезно, поскольку этот орган выражает мнение жителей, которое мы можем учесть при планировании своей деятельности или в зависимости от значимости проблемы скорректировать свой план работы в текущем году. Думаю, наша палата в свою очередь не менее полезна общественникам. Недавно я была на заседании Общественной палаты, на котором обсуждалось развитие туристического потенциала Евпатории и предлагалось заложить в бюджет средства на строительство нескольких городских объектов, существовавших в былые времена, повысить привлекательность города. Согласна с тем, что необходимо развивать туристическую сферу, только к этому нужно подходить с точки зрения возможностей бюджета. Жители воспринимают эти предложения по-разному. Но ведь многие из них спросят: а что из обещанного реализовано? Поэтому общественникам нужно знать, что наш бюджет сегодня дотационный, вследствие чего мы не можем брать на себя дополнительные расходные обязательства, не обусловленные законом об организации местного самоуправления в Российской Федерации. В нем очерчен круг вопросов местного значения, и городской округ не может брать на себя дополнительные обязательства вне этого перечня. В противном случае нам могут сократить объемы финансирования из бюджета Республики Крым на первоочередные наши задачи, то есть идти на это нарушение никак нельзя. В Общественную палату входят люди из разных сфер деятельности, достойные представители: и врачи, и педагоги, и, наверное, финансисты, но вопрос расходования бюджетных средств – совершенно отдельный. Уж слишком велика ответственность того, кто осваивает бюджетные средства. Возможно, нам нужно объединить наши подходы, чтобы найти пути реализации ценных идей, не выйдя при этом за рамки законодательства, и не оказаться популистами. В этом и заключается задача взаимодействия всех органов и общественности.

Беседовал Василий АКУЛОВ

Фото Анжелы Самошкиной